Меню
Бесплатно
Главная  /  Досуг  /  Значение пейзажа в романе «Отцы и дети. Описание природы в романе Тургенева «Отцы и дети

Значение пейзажа в романе «Отцы и дети. Описание природы в романе Тургенева «Отцы и дети

Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Реалистическое искусство всегда старается отражать действительно происходящие события и явления. Выбирая самые что ни на есть прозаические предметы, вещи, события, русские художники второй половины XIX века старались передать жизнь такой, какая она есть, в самом обычном ее виде. Русский пейзаж в литературе появился давно и занял прочное место. Так, природа в произведениях И. С. Тургенева являет собой живой образ, это как бы еще один герой в системе персонажей “Отцов и детей”.

В экспозиции романа начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение. “Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием, нельзя, нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как поступить?” Даже само противоборство “белого призрака” безотрадной, бесконечной зимы “с ее красным днем” есть уже предопределение конфликта, столкновение двух взглядов, столкновение “отцов” и “детей”, смены поколений.

Однако затем картина весеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды на обновление. Хотя мысли о перемене и “улетучиваются” из головы Аркадия, “весна все же берет свое”. Но даже в этом радостном пейзаже по-разному показано значение этой весны в жизни героев разных поколений. Если Аркадий просто рад “чудесному сегодняшнему дню”, то Николаю Петровичу вспоминаются стихи А. С. Пушкина, которые, хотя и прерваны появлением Базарова, раскрывают его душевное состояние и настроение:

Быть может, в мысли нам приходит

Средь поэтического сна

Иная, старая весна...

Все его мысли устремлены в прошлое, поэтому единственной дорогой для потерявшего “историческое зрение” Николая Петровича становится “дорога воспоминаний”. Вообще сквозь все повествование проходит образ дороги. Пейзаж передает ощущение простора, незамкнутости пространства. Не случайно герои так много путешествуют. Очень часто мы их видим в саду, аллее, на дороге... - на лоне природы гораздо чаще, нежели в ограниченном пространстве дома. И это приводит к расширению пространства в романе. Перед нами возникает образ России. На ум приходят стихи Ф. Тютчева:

Эти бедные селенья,

Эта бедная природа…

Усадьба Николая Петровича словно его двойник (традиция Гоголя, отождествлявшего в “Мертвых душах” “хозяйство” с духовным миром помещика). Николаю Петровичу не удается претворить в жизнь его разумные проекты. Несостоятельность его как владельца имения контрастирует с его человечностью и глубиной внутреннего мира. Тургенев симпатизирует ему, и беседка, “разросшаяся и благоухающая”, есть символ его чистой души. Сад Одинцовой - “аллеи” стриженых елок, цветочные “оранжереи” - создает впечатление искусственной жизни. Действительно, вся жизнь этой женщины “катится, как по рельсам”, размеренно и однообразно. Образ “неживой природы” перекликается с внешним и духовным обликом Анны Сергеевны. Вообще место жительства, по Тургеневу, всегда откладывает отпечаток на жизнь героя. Так, Базаров, сравнивавший в разговоре с Одинцовой людей с деревьями, рассказывает Аркадию о своем детском талисмане - осине на краю ямы. Это и есть прообраз, двойник его жизни. Одинокий, гордый, озлобленный, до удивления похож он на то дерево. Все герои романа проверяются отношением к природе. Базаров отрицает природу как источник эстетического наслаждения. Воспринимая ее материалистически (“природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”), он отрицает взаимосвязь природы и человека. И слово “небо”, написанное у Тургенева в кавычках и подразумевающее собой высшее начало, Бога, не существует для Базарова, поэтому его и не может принять великий эстет Тургенев.

Одинцова, как и Базаров, равнодушна к природе. Ее прогулки по саду всего лишь часть жизненного уклада, это что-то привычное, но не очень важное в ее жизни. Для Николая Петровича природа - источник вдохновения, самое важное в жизни. Именно поэтому все события, связанные с ними, происходят на лоне природы.

Павел Петрович не понимает природы, его душа “сухая и страстная”, может лишь отражать, но отнюдь не взаимодействовать с ней. Он, как и Базаров, не видит “неба”. Катя и Аркадий по детски влюблены в природу, хотя Аркадий и пытается это скрыть. Настроение и характеры героев тоже подчеркиваются пейзажами. Так, Фенечка, “такая свеженькая”, показана на фоне летнего пейзажа, а Аркадий и Катя так же молоды и беззаботны, как и окружающая их природа. Базаров, как ни отрицает природу (“Природа навевает молчание сна”), все же подсознательно един с нею. Именно на природу отправляется он, чтобы понять себя. Он злится, негодует, однако именно природа становится немым свидетелем его переживаний, только ей он может довериться.

Тесно связывая природу с душевным состоянием героев, Тургенев наделяет пейзаж психологической функцией. Природа в романе делит все на живое и неживое, естественное для человека и нет. Поэтому описание “славного, свежего утра” перед дуэлью указывает на то, как все суетно в жизни человека перед величием и красотой вечной природы. Сама дуэль представляется в сравнении с этим утром “экою глупостью”.

Последний пейзаж - это “реквием” по Базарову. Лирической печалью и скорбными раздумьями наполнено все описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Этот пейзаж носит философский характер. Автор задумывается о вечной жизни и вечной природе, которая дает успокоение. Пейзаж в романе не только фон, но философский символ, пример истинной жизни.

мая 22 2016

Пейзаж помогает писателю рассказать о месте и времени изображаемых событий. Роль пейзажа в произведении различна: пейзаж имеет композиционное значение, является фоном, на котором происходят события, помогает понять и почувствовать переживания, душевное состояние и думы героев. Посредством пейзажа выражает свою точку зрения на события, а также свое отношение к природе, героям. Один из лучших пейзажистов в мировой - Тургенев. Он запечатлел в своих рассказах, повестях и романах мир русской природы. Его пейзажи отличаются безыскуссной красотой, жизненностью, поражают удивительной поэтической зоркостью и наблюдательностью.

Сад и парк в Спасском, окрестные поля и леса - первые страницы книги Природы, которую Тургенев не устает читать всю . Вместе с крепостными наставниками он уходил по тропам, дорогам, ведущим в поля, туда, где летом тихо зыблется рожь, откуда видны. почти затерявшиеся в хлебах деревушки. Сколько русской души, воображения взято из этих спасских лет! Мы знакомы с Тургеневым-пейзажистом по «Запискам охотника».

Непревзойденным мастером русского пейзажа остается Тургенев и в романе «Отцы и дети». Как и во всех произведениях Тургенева, пейзаж в «Отцах и детях» приобретает важное значение. В 60-е годы противоречия между либералами и демократами были, в основном, по крестьянскому вопросу.

Тургенев показывает в третьей главе романа, что же представляла собой все еще крепостническая Русь, о которой спорили «отцы» и «дети». Ответ на этот вопрос автор дает пейзажем: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными… Попадались и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках…

исхудалые, шершавые, словно обглоданные коровы жадно щипали траву по канавам». Автор рисует крестьянские поля, плохие леса, убогие пастбища, запущенные водоемы, развалившиеся избенки со съеденной скотом во время бескормицы соломой с крыш. Рисуя деревенский пейзаж, говорит о крестьянском разорении яснее и ярче, чем это могли бы сделать длинные описания и рассуждения. При виде этого разорения даже Аркадий понимает необходимость преобразований.

«Но как их исполнить, как приступить?..» - думает он. И это был действительно главный вопрос эпохи. Тургеневский пейзаж пронизан любовью к крестьянству, к родной стране. «Весна брала свое.

Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка. Все - деревья, кусты и травы». Картина весеннего пробуждения природы вносит в надежду на то, что час обновления родины наступит. В романе даны и пейзажные зарисовки, имеющие самостоятельное значение, но композиционно подчиненные основной идее романа.

Пейзажем главы одиннадцатой, описанием летнего вечера Тургенев изображает, как глубоко и сильно действует природа на человека, являясь источником его настроений, чувств, мыслей. «Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля… Солнечные лучи, со своей стороны, забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над ней поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей.

«Как хорошо, боже мой!» - подумал Николай Петрович». Эта картина вечереющего дня настраивает Кирсанова на мечтательный лад и дает основание думать, что «можно сочувствовать природе», наслаждаться ее неумирающей красотой. Посредством этого пейзажа автор показывает свое несогласие с точкой зрения Базарова, спорит со своим героем, видящим в природе только мастерскую, в которой трудится . Нелепость, вздорность затеянной Павлом Петровичем дуэли с Базаровым оттеняется описанием «славного свежего» утра, росы, которая «блистала серебром на паутинках», неба, с которого «сыпались песни жаворонков», фигурой крестьянина, гнавшего «двух спутанных лошадей». В 25-й, 26-й главах рассказывается любви и женитьбы Аркадия.

Вместе с Катей он сидит на скамейке в саду, в тени высокого ясеня. Ясень выбран не случайно: «ясень по-русски очень хорошо назван: ни одно дерево так легко и ясно не сквозит на воздухе, как он». История любви и женитьбы Аркадия - это история ясная, спокойная. «Слабый ветер», «бледно-золотые пятна света», «ровная тень» - характерное пейзажное обрамление несложной истории доверчивого сближения молодых людей. Пейзаж подчеркивает прямую противоположность Аркадия и Кати Базарову, егр суровой жизни, облику и судьбе. Глубоким лиризмом овеяна картина сельского кладбища, куда приходят старики Базаровы поплакать на могиле сына.

Пейзаж передает силу скорби родителей. Кладбище «являет вид печальный; окружавшие его канавы давно заросли», «два-три деревца дают скудную тень, старики долго глядят на «немой камень», под которым лежит их сын. В это описание Тургенев внес свою оценку Базарова и его дела. С любовью и болью говорит он о своем герое и в то же время утверждает мысль о том, что «страстное, грешное, бунтующее сердце» его билось во имя временных преходящих целей: «цветы, растущие на могиле Базарова, свидетельствуют… о вечном примирении и о жизни бесконечной».

В некоторых случаях пейзаж помогает писателю подчеркнуть настроения и переживания своих героев. Например, картина «белой зимы с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях и бледно-изумрудным небом» в последней главе романа гармонирует с приподнятым настроением Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки, неделю назад навсегда соединивших свои судьбы. Во всех этих картинах, отличающихся реалистической конкретностью, поэтичностью, ощущается великая любовь писателя к родной русской природе и его редкое умение найти наиболее подходящие и точные слова для ее изображения. Картины природы в «Отцах и детях» занимают незначительное место по сравнению с первыми романами Тургенева («Ру-дин», «Накануне», «Дворянское гнездо»). Автор подчеркивает, что вместе с дворянскими гнездами приходила в упадок и окружающая их природа.

В пейзаже - в заключительном аккорде книги - Тургенев раскрывал жизнеутверждающую правду природы, ее неиссякаемую мощь, ее неумирающую красоту. По словам Горького, «изумительно просто и по-осеннему прозрачно умел писать обо всем этом Тургенев». Проза его звучит как музыка.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети» . Литературные сочинения!

Искусство почти всегда отражает действительно происходящие исторические события. Весь XIX век, в особенности вторая его половина, связан с духовно нравственными исканиями, как в душе человека, так и в общенациональной жизни, с поиском новых жанровых форм. И художник старался встать «с веком наравне» (Пушкин). Именно поэтому во второй половине XIX века, времени критического реализма, искусство становится выразителем передовых интересов общества. Таким образом, в живописи впервые появляется русский национальный пейзаж.

«Раздолье, простор, угодье, рожь. Божья благодать, русское богатство» (И. И. Шишкин, надпись на эскизе одной из картин). Выбирая самые что ни на есть прозаические виды, русские художники второй половины XIX века (А. Саврасов, И. Шишкин, Ф. Васильев) старались передать жизнь такой, какая она есть, в самом обыкновенном ее состоянии. Русский пейзаж в литературе появился гораздо раньше. Занял он прочное место и в литературе второй половины XIX века. Так, природа в произведениях И. С. Тургенева являет собой живой и всеобъемлющий образ, это как бы еще один герой в системе персонажей.

В экспозиции романа «Отцы и дети» начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости искоренения, изменения тех порядков, которые породили такое запустение.

«Нет, – подумал Аркадий, – небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием, нельзя, нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как поступить?» Даже само противоборство «белого призрака» безотрадной, бесконечной зимы «с весенним красным днем» есть уже предопределение конфликта, столкновение двух взглядов, столкновение «отцов» и «детей», смены поколений.

Однако затем картина весеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды на обновление Отечества, своей Родины. Хотя мысли о перемене и «улетучиваются» из головы Аркадия, «весна все же берет свое». Но даже в этом радостном пейзаже по-разному показано значение этой весны в жизни героев различных поколений. Если Аркадий рад «чудесному – сегодняшнему – дню», то Николаю Петровичу лишь вспоминаются стихи Александра Сергеевича Пушкина, которые, хотя и прерваны на страницах романа Евгением Базаровым, раскрывают его душевное состояние и настроение:

  • Быть может, в мысли нам приходит
  • Средь поэтического сна
  • Иная, старая весна…
  • («Евгений Онегин», гл. VII)

Все его мысли устремлены в прошлое, поэтому единственной дорогой для потерявшего «историческое зрение» Николая Петровича становится «дорога воспоминаний». Вообще сквозь все повествование проходит образ дороги. Пейзаж передает ощущение простора, незамкнутости пространства. Не случайно герои так много путешествуют. Гораздо чаще мы видим их в саду, аллее, дороге… – на лоне природы, нежели в ограниченном пространстве дома. И это приводит к широкомасштаб-ности проблематики в романе: такой целостный и разносторонний образ России, показанный в «пейзажных зарисовках» (вспомним Ф. Тютчева: «Эти бедные селенья, Эта бедная природа»), полнее раскрывает общечеловеческое в героях.

Усадьба Николая Петровича словно его двойник (традиция Гоголя, отождествлявшего в «Мертвых душах» «хозяйство» с духовным миром помещика). Николаю Петровичу не удается претворить в жизнь хорошие задумки. Несостоятельность его как владельца имения контрастирует с его человечностью. Тургенев симпатизирует ему, и беседка, «разросшаяся» и благоухающая, есть символ его чистой души. Сад Одинцовой – «аллея» стриженых елок, цветочные «оранжереи» – создает впечатление искусственной жизни. Действительно, вся жизнь этой женщины «катится как по рельсам», размеренно и однообразно. Образ «неживой природы» перекликается с внешним и духовным обликом Анны Сергеевны. Вообще место жительства, по Тургеневу, всегда откладывает отпечаток на жизнь героя. Так, Базаров, сравнивавший в разговоре с Одинцовой людей с деревьями, рассказывает Аркадию о своем детском талисмане – осине на краю ямы. Это и есть прообраз, двойник его жизни.

Одинокий, гордый, озлобленный, до удивления похож он на это дерево. Все герои романа проверяются отношением к природе. Базаров отрицает природу как источник эстетического наслаждения. Воспринимая ее материалистически («природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник»), он отрицает взаимосвязь природы и человека. И слово «небо», написанное у Тургенева в кавычках и подразу
мевающее собой высшее начало, горний мир, Бога, не существует для Базарова, поэтому его и не может принять великий эстет Тургенев.

Одинцова, как и Базаров, равнодушна к природе. Ее прогулки по саду всего лишь часть жизненного уклада, это что-то привычное, но не очень важное в ее жизни. Для Николая Петровича природа – источник вдохновения, самое важное в жизни. Он гармоничен, ибо един с «натурой». Именно поэтому все события, связанные с ним, происходят на лоне природы.

Павел Петрович не понимает природы, его душа, «сухая и страстная», может лишь отражать, но отнюдь не взаимодействовать с ней. Он, как и Базаров, не видит «неба». Катя и Аркадий по-детски влюблены в природу, хотя Аркадий и пытается это скрыть.

Настроения и характеры героев тоже подчеркиваются пейзажем. Так, Фенечка, «.такая свеженькая», показана на фоне летнего пейзажа, а Катя и Аркадий так же молоды и беззаботны, как окружающая их природа. Базаров, как ни отрицает природу («Природа навевает молчание сна»), все же подсознательно един с ней. Именно в нее отправляется он, чтобы понять себя. Он злится, негодует, однако именно природа становится немым свидетелем его переживаний, только ей он может довериться.

Описанием летнего вечера (в VI главе) Тургенев показывает, как глубоко и сильно действует природа на человека. «Как хорошо. Боже мой!» – думал Николай Петрович, и память его вновь воскрешает в воображении «дела давно минувших дней ».

Тесно связывая природу с душевным состоянием героев, Тургенев определяет одной из основных функций пейзажа психологическую. Природа в романе делит все на живое и неживое, естественное для человека и нет.

Поэтому описание «славного, свежего утра» перед дуэлью указывает на то, как все суетно перед величием и красотой природы. Сама дуэль представляется в сравнении с этим утром «экою глупостью». А лес, под которым во сне Базарова подразумевался Павел Петрович, сам по себе есть символ. Лес, природа – все то, от чего отказывается Базаров, есть сама жизнь. Поэтому-то смерть его неизбежна. Последний пейзаж – это «реквием» по Базарову. Лирической печалью и скорбными раздумьями наполнено все описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Пейзаж этот носит философский характер. Автор задумывается о вечной жизни и вечной природе, которая дает успокоение и позволяет Базарову примириться с жизнью.

Природа у Тургенева человечна, она помогает развенчать теорию Базарова, ныражает «высшую волю», поэтому человек должен стать ее продолжением и хранителем «вечных» законов. Пейзаж в романе не только фон, но философский символ, пример правильной жизни.

Человек и природа... По-моему, они довольно тесно связаны друг с другом. Когда мы видим, как та или иная личность воспринимает мир природы, мы можем приблизительно охарактеризовать ее. Почти во всех художественных произведениях мы встречаем описание природы, ее «взаимодействие» с героями, но самое главное, что, видя, как тот или иной персонаж воспринимает природу, мы глубже вникаем в его характер, понимаем, почему он так или иначе поступает. Показывая отношение героя к природе, автор «расширяет» его образ, словно бы давая ему дополнительную характеристику. И, конечно, изображение природы дает нам возможность многое понять в самом авторе.
Взаимоотношения человека и природы в романе И. С. Тургенева можно рассмотреть на примере отдельных героев - Базарова, Аркадия, Николая Петровича, Павла Петровича.
Я думаю, что начать следует с Базарова - главного героя романа. Это противоречивая личность: с одной стороны, он все отрицающий нигилист, материалист, но в то же время в нем есть скрытый романтизм, в котором он никогда никому не признается, даже самому себе. В одном из разговоров со своим другом Аркадием он замечает, что «природа не храм, а мастерская» и человек в ней работник, а всякое другое ее восприятие - «пустяки»; в ней нет ничего таинственного, непостижимого и неподвластного человеку. Сирень и акацию Базаров называет «добрыми ребятами» и искренне, по-хозяйски радуется, что принялась отцовская роща - природа должна приносить пользу, в этом ее назначение.
Базаров лишь собирает лягушек, заставляя деревенских ребятишек лазать за ними в болото, и больше никак с природой не соприкасается. Но, видно, были в глубинах его души ростки романтизма, которые он не смог заглушить. И мы видим их, когда Базаров влюбился в Одинцову и с негодованием обнаружил романтика в самом себе; и тогда бескомпромиссный нигилист шел в лес, ища рядом с природой одиночества, бродил «ломая попавшиеся ветки и браня вполголоса ее и себя». Но Базаров ненавидит в себе «глупый романтизм», презирает его, ругает себя.
Базаров беден, его жизнь тяжела, и, по его мнению, у него просто нет времени на романтику.
Совсем не таков его друг Аркадий, который усиленно подражает Базарову, строит из себя сурового, взрослого мужчину. На самом деле он мягкий, нежный юноша. Он стоит близко к природе, понимает и чувствует ее, правда, скрывает все это, но невозможно скрыть то, что естественно. И, забывшись, Аркадий любуется полями, заходящим солнцем и задумчиво спрашивает у Базарова: «И природа пустяк?» На что тот отвечает: «...пустяки, в том значении, в каком ты ее понимаешь». Но для Аркадия это не так, для него природа - именно «храм», и мы видим, что ему чуждо мировоззрение Базарова, хотя он благоговеет перед ним и подражает ему, чтобы не казаться слабым, не понимая, что это вовсе не слабость. Неожиданно для себя он находит взаимопонимание с Катей, которая тоже любит природу, и это чувство еще более сближает молодых людей.
Отец Аркадия - Николай Петрович - очень схож со своим сыном, он тоже романтик, только не скрывает этого. Николай Петрович любит почитать Пушкина, поиграть на виолончели, над чем иронизирует Базаров, у него есть в саду любимая беседка, где он нередко сидит, любуясь природой, размышляя. Он старается быть прогрессивным человеком, но не отрекается от того, что ему близко. Николай Петрович удивляется, как можно «не сочувствовать художеству, природе...». Он видит великолепный вечерний пейзаж: освещенную заходящим солнцем рощу, бледное голубое небо, и его охватывает воспоминание, мечта, перед ним предстает образ умершей жены, ностальгия по прошлому мучает его. У него слезы на глазах, он поднимает их к небу и любуется светлыми звездами. И мы сочувствуем этому человеку, понимаем его. Этот эпизод окончательно раскрывает перед нами натуру Николая Петровича.
Взглянем теперь на его брата, Павла Петровича, который является полной противоположностью Николаю Петровичу. Он сухой, желчный человек, равнодушный к природе, она никак на него не влияет. В тот же вечер, когда его брат мечтает и предается воспоминаниям, Павел Петрович тоже гуляет в саду и также глядит на звезды, но они не вызывают у него никаких переживаний. «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа...» Он в чем-то схож с Базаровым, но для него природа даже не «мастерская», а просто фон.
В романе «Отцы и дети» есть прелестные пейзажи. Например, в самом начале романа, когда приезд Аркадия совпадает с наступлением весны: «Все кругом золотисто зеленело и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все - деревья, кусты и травы».- Мы как будто слышим журчание ручейка, пение птиц, на нас будто веет весной.
Или описание утра перед дуэлью Павла Петровича и Базарова: «...маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной глазури, мелкая роса высыпала на листьях и травах, блестела серебром на паутинках; темная зелень, казалось, еще хранила румяный цвет зари; со всего неба сыпались песни жаворонков». Как точно схвачены все детали, картина как будто дышит.
Мы видим, что сам автор почитает и ценит природу, тонко ее чувствует и понимает, конечно же, он ближе по духу к Николаю Петровичу и Аркадию.
Но природа для автора не только источник наслаждения, но и тайная, непостижимая сила, перед которой бессилен человек. Все его желания, стремления заранее обречены, так как человек смертен. И лишь одна природа пребывает в вечности: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами, не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том вечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...»

Для того чтобы понять, насколько важна роль пейзажа в романе «Отцы и дети», достаточно всего лишь перечитать первую и заключительную главы произведения Ивана Тургенева. С помощью описания природы автор передает читателю чувства, эмоции своих героев.

Пейзаж в романе «Отцы и дети» присутствует, конечно же, не только в начале и эпилоге. Изображение бескрайних русских полей, уютных старинных имений, длинных ухабистых дорог - все это повсеместно встречается на страницах книги великого классика.

Пейзаж в литературе

О сереньких тучах, холодном ветре, пожатых полях, красных и желтых листьях - писали Карамзин, Пушкин, Гоголь и другие авторы. Прежде чем разобраться, в чем же заключается роль пейзажа в романе «Отцы и дети», нужно понять, для чего мастера слова используют описания природных явлений. Для того чтобы увеличить объем произведения? Или, быть может, дабы отвлечь читателя от основной сюжетной линии?

Отнюдь. Роль пейзажа в романе «Отцы и дети», как и во многих других произведениях литературы, велика. Это своеобразное художественное средство, позволяющее, как уже было сказано выше, передать максимально глубоко эмоции персонажей.

Герой пушкинской повести, которая входит в школьную программу, последний раз проезжает мимо дома станционного смотрителя осенью. Именно тогда он узнает плохую весть: хозяин этого скромного жилища скончался, дочь приезжала, но не застала отца живым. Пушкин использует осенний фон, тем самым подчеркивает тоску, печаль, ощущение невосполнимой потери. Теперь же, после того как приведен пример из повести «Станционный смотритель», приступим к основной части нашего повествования, а именно к анализу пейзажа в «Отцах и детях».

Майские дни

С чего начинается роман «Отцы и дети»? Роль пейзажа в этом произведении сложно недооценить при прочтении уже первой главы. Действие происходит в конце мая. В последние весенние дни душа всегда наполняется надеждами, радостью. Николай Петрович ждет сына. Это добрый, любящий человек, который способен ценить искусство и красоту природы, чем вызывает легкое раздражение Базарова. Весенний пейзаж отражает внутренний мир Николая Кирсанова.

Но не только радужные картины нарисовал Тургенев в своем произведении. Можно даже сказать, что лишь в первой главе, где рассказано о приезде Кирсанова-младшего, писатель передал с помощью описания природы легкое, одухотворенное состояние героев.

В дальнейшем его персонажи будут спорить, разочаровываться, грустить, страдать. Определить роль пейзажа в романе «Отцы и дети» поможет история написания нетленного произведения Тургенева.

Новый взгляд на помещичий уклад

Итак, когда был написан роман? В 60-е годы XIX столетия. Какое событие стало самым важным в общественной жизни России в этот период? Конечно, отмена крепостного права, которая не только изменила жизнь помещиков и бывших крестьян, но и породила новые идеи, теории.

Русский пейзаж в произведении «Отцы и дети», о роли которого немало написано критических статей, является едва ли не главным образом в романе. Тем не менее сама книга создана писателем, проведшим большую часть своей жизни за границей.

Замысел романа появился у него во время пребывания в Англии. Основная сюжетная линия пришла в голову Тургеневу после небольшой, но очень значительной ссоры с Добролюбовым, который, по мнению многих литературоведов, является прототипом Евгения Базарова.

Роман посвящен новому человеку. Человеку, который не признает помещичьих традиций, убежден, что представители старшего поколения живут неправильно, глупо.

Бедные деревеньки

Аркадий, хотя и подражает Базарову, видит красоту, которая его окружает. Евгений же полагает, что все эти рассказы о любви, неважно к кому, к женщине или родному краю, не что иное, как романтизм (этому слову он придает нарочито негативный оттенок). Автор тем временем говорит о речках с обрывистыми берегами, прудах с худыми плотинами, низких, покосившихся избенках.

В чем же роль пейзажа в романе «Отцы и дети»? Неужели, изображая нищую русскую деревню, Тургенев испытывал к ней презрение? Едва ли. Писатель любил свою родину, хотя многое его в ней не устраивало. Согласно документальным источникам, именно поэтому он так часто уезжал за границу. В помещичьих кругах в середине XIX века царили косность, ограниченность. Отмена крепостного права не сильно повлияла на мировоззрение русских дворян.

Видеть недостатки своих соотечественников - не значит не любить Родину. Замечать нищету русской деревни - не значит не ценить красоту родного пейзажа. Даже современные читатели, открывая романа «Отцы и дети», созданный более полутора века назад, понимают боль автора. Русская провинция сочетает в себе красоту и уродство, богатство и нищету, яркие живописные пейзажи и страшные картины запустения.

Неисправимый романтик

Вернемся к Николаю Петровичу - герою, который, в отличие от многих других в произведении Тургенева, обрел счастье. К персонажу, вызывавшему пренебрежение Базарова лишь только потому, что читал Пушкина и играл на виолончели.

Николай Петрович имел обыкновение любоваться пейзажем. Ведь он был романтиком. Однажды, в тот самый день, когда возвращается его сын, Кирсанов видит освещенную солнцем рощу, голубое бледное небо. Его охватывают воспоминания об умершей жене. Николая Петровича посещает ностальгия. А вечером, взглянув на небо, он любуется звездами, при этом грустит.

Базаров

Какова роль пейзажа в «Отцах и детях»? Это средство выразительности дает полную характеристику героям. Николай Петрович видит красоту природы. Аркадий украдкой любуется полями и заходящим солнцем. Для Базарова прекрасный русский пейзаж — это всего лишь пустяки.

В жизни молодого врача имеют значение исключительно научные исследования. К речке он ходит не для того, чтобы насладиться красотой утреннего пейзажа. Он отправляется на водоем, дабы раздобыть лягушек, которые необходимы ему для опытов.

Базаров не слышит утреннее пение птиц, а серые ивы, печально наклонившиеся у пруда, не вызывают у него эмоций. Но все же он не окончательный циник. Как бы ни пытался Базаров убить в себе романтика, он видит и чувствует прекрасное.

Павел Петрович

Этот герой совсем не похож на своего брата. Он, в отличие от Николая Петровича, романтиком не был рожден. В тот день, когда его брат был зачарован красотой ночного неба, он тоже неспешно прогуливался по саду. Однако в этой сцене пейзаж служит тонким лирическим комментариям. Павлу Петровичу было тяжело жить, значительно тяжелее, чем он сам полагает.

Немалую роль сыграло описание природы в сцене дуэли Кирсанова и Базарова. Нелепость этого поединка оттеняет свежий утренний пейзаж: мелкая роса, небесная глазурь, курчавые облака-барашки. Тургенев использовал пейзаж для передачи различных оттенков душевного состояния своих героев.

Сельское кладбище

Трагедия главного героя романа «Отцы и дети» заключается в безграничном одиночестве. Он попытался быть циничным и максимально здравомыслящим. Не признавал чувствительности и романтизма. Все же однажды Базаров влюбился. Его чувство осталось безответным. Одинцова отвергла Евгения, она боялась менять свой привычный уклад жизни. Базаров вскоре заболел, и только перед смертью осознал нелепость своих взглядов.

Нигилист похоронен на маленьком сельском кладбище. Этот унылый пейзаж подчеркивает одиночество, от которого он страдал при жизни. На могилу к нему приходят старики, которые очень любили своего странного, но талантливого сына. Однако даже родители не понимали Базарова. Заключительный пейзаж в произведении Тургенева проникнут скорбными раздумьями и лирической печалью. В этом описание автор внес собственную оценку Базарова и его дела. Все в этой жизни преходящее. Вечна лишь природа, красоту которой яростно отвергал гордый нигилист.