Меню
Бесплатно
Главная  /  Материнство  /  Английская неоготика. Русская псевдоготика и европейская неоготика: архитектурные кузены. Готика в загородном домостроении

Английская неоготика. Русская псевдоготика и европейская неоготика: архитектурные кузены. Готика в загородном домостроении

Век бурной промышленной революции и последующих процессов урбанизации, масштабов которой вначале никто не мог предсказать, решительным образом изменил пейзаж города и деревни. Может быть, в большей степени, чем любая другая форма художественного творчества, архитектура отразила противоречивые аспекты того времени.

Насущной необходимостью и в силу новых потребностей, и в результате появления новых материалов и технических средств, предоставляемых промышленностью, однако длительное время архитектурная мысль была скована традиционными понятиями. Еще в середине ХІХ в. широко реализовывались проекты в неоклассическом стиле, т. е. речь шла о предложении востребованных неогреческих или неоготических архитектурных модулей. Только во второй половине ХІХ столетия в архитектурном проектировании наметились сдвиги, связанные с применением, до этого никогда не использовавшихся вместе.

Истоки неоготики

В течение ХІХ в. неоднократно возникали культурные явления ретроспективного характера – с обращением к элементам греческой или готической архитектуры. Одним из самых заметных среди такого рода явлений и была неоготика, взявшая старт как «готическое возрождение», gothic revival.

Истоки еще в 18 в. в Англии, где эта тенденция не прерывалась, как тенденция живописного и возвышенного и затем она распространилась по всей Европе.

Особенности неоготики

Аспекты и факторы сложения направления неоготики представляются многообразными и сложными, но само его утверждение определенно связано с романтизмом, который видел одну из задач искусства в выражении духа народа, а архитектура Средневековья рассматривалась именно как символ истории и национальной традиции в разных европейских странах, в очевидной связи с возрождением средневекового духа историческим романом (начиная с Вальтера Скотта) и романтической мелодрамой.

Другим важным аспектом был расцвет – в первый раз на научном фундаменте – историко-критических исследований средневекового искусства, с пристальным изучением особенно знаменитых памятников, в целях реставраторской практики, получавшей повсеместно все большее распространение. Но были две страны, где к середине ХІХ в. неоготика достигла наиболее ярких результатов: это Англия и Франция.

Неоготика в Англии

В Англии свою роль сыграли этико-социальныеучения, которыми было затронуто и творчество лондонского архитектора Огастеса У. Пьюджина (1812-1852), автора, совместно с Чарлзом Барри, здания Парламента в Лондоне (1836-1860), шедевра английской неоготики.

Стремясь к органичной связи между архитектурой и обществом, Пьюджин подчеркивал «моральную» ценность готики и вместе с тем достоинства ее конструктивной системы.

Неоготика во Франции

Во Франции архитектор, теоретик и реставратор Эжена Виолле-ле-Дюка (реставрация Нотр-Дам в Париже в 1845 г., собора в Реймсе, аббатства Сен-Дени) считал готику образцом конструктивной рациональности, важной еще и для развитии современной технологии.

Широко применявшийся Виолле-ле-Дюком метод дополняющей, или истолковывающей, реставрации, который ныне считается неприемлемым, подчеркивал его желание наделить готику актуальностью для современного общества.

В Италии прочные позиции классической и ренессансной традиций делали практически невозможным распространение стиля неоготики, который едва представлен немногими образцами.

Неоготика в США

В Соединенных Штатах в 19 в. неоготическое возрождение было проявлением знакомства с европейским романтизмом. Неоготика (ревивализм) особенно пришлась по вкусу и оказала влияние на всю американскую светскую и религиозную архитектуру. Основные представители: Р. Апджон, Дж. Ренвик, А. Дж. Даунинг.

В рамках обзора исторической британской архитектуры и ее влияния на современное домостроение, мы уже рассмотрели . Следующим историческим стилем стала готика и она обосновалась на территории Европы ни на один век.

Ее идеологическими предпосылками был отказ от массивных форм романского стиля и религиозные мотивы. В те времена архитектура развивалась в первую очередь в рамках храмовых построек, и зодчие на пару со священнослужителями решили, что узкие, устремленные вверх формы готики будут олицетворять стремление к лучшему - к Богу, то есть.

Основные особенности готического стиля

    Вытянутые, устремленные ввысь формы. Пожалуй, это самая главная особенность готики - каким бы ни был ее подвид, эпоха или страна, она всегда будет стремится вверх и чем-то напоминать упорядоченное насаждение узких каменных образований.

    Множество острых элементов. Эта особенность связана с предыдущей. Готике свойственно быть "колючей", иметь угловатые и острые как общие формы, так и декор.

    Разнообразный декор. Основным отличием готики от романского стиля стало то, что готика активно использует декор. В основном он реализуется в виде статуй, изящных узоров и редких барельефов.

Конечно, помимо этих, у готики множество иных особенностей, вроде стрельчатых окон, обилия повторяющихся элементов, каркасной системы и так далее. Но так как нам интересен этот стиль в основном с точки зрения влияния на современность, рассматривать стоит общие тенденции.

Виды готики

Как мы упомянули, готический стиль просуществовал на территории Европы вообще и Англии в частности, ни один век и, естественно, со временем он видоизменялся. И помимо классической ранней готики имеет смысл выделить два подвида:


Готика в современном строительстве

В современном мире готическая архитектура в чистом виде практически не используется. Могут быть задействованы какие-то элементы, более-менее уместная стилизация встречается в разного рода развлекательных заведениях, типа пабов и баров. Но там, как понятно, обязывает атмосфера.

Готика в загородном домостроении

Готика - стиль храмов, замков, крепостей. И реализовать его при полноценно просто невозможно. Да и не нужно - от дачного коттеджа ждут уюта, удобства, домашней атмосферы, а не гневно нависающей статуи горгульи, которая напоминает о прегрешениях. Потому загородное домостроение берет от готики только элементы: вертикальную направленность, форму окон, аккуратные башенки. Зато добавляет много своего: дерево, светлые и приятные тона, элементы . Вот несколько домов, которые на загородный лад преобразовывают готические каноны, но при этом удерживаются в их рамках:

Заключение

Несмотря на всю суровость готического стиля, многие находят в нем определенное очарование, особенно если правильно подойти к вопросу интеграции. В нашем профессиональные дизайнеры и архитекторы знают толк в таких вопросах - и могут сделать для вас архитектурный проект стильного, уютного и удобного загородного дома с элементами готического стиля. А там недалеко и до непосредственной реализации , которое вы также можете заказать у нас.

НЕОГОТИКА - псевдоготика, ложная готика.

1) Ретроспективное течение в архитектуре и декоративно-прикладных искусствах XVIII - первой половины XIX веков; с середины XIX века один из исторических стилей.

По-сле то-го как в XVI веке за-вер-ши-лось раз-ви-тие го-ти-ки как са-мо-сто-ятельного сти-ля, её ру-ди-мен-ты со-хра-ня-лись в ев-ропеском ар-хи-тек-ту-ре до середины XVIII века (яв-ле-ние, по-лу-чив-шее в анг-лоя-зыч-ных стра-нах название Gothic Survival - «пе-ре-жит-ки го-ти-ки»). В этот пе-ри-од го-тические фор-мы ими-ти-ро-ва-ли при рес-тав-ра-ции и до-ст-рой-ке средневековых со-ору-же-ний (Вест-мин-стер-ское аб-бат-ст-во, ар-хи-тек-то-ры К. Рен, 1698-1722 годы, и Н. Хок-смур, 1734-1745 годы; со-бор Сент-Круа в Ор-леа-не, начало XVII века - 1793 год, до-ст-раи-вал-ся до 1904 года).

Ста-нов-ле-ние неоготики бы-ло тес-ней-шим об-ра-зом свя-за-но с «от-кры-ти-ем» и пе-ре-оцен-кой пе-рио-да сред-них ве-ков в ев-ропейской куль-ту-ре XVIII-XIX веков. Пер-вые вспле-ски ин-те-ре-са к го-ти-ке про-ис-хо-ди-ли в кон-тек-сте сти-ля ро-ко-ко, ко-то-рый в сво-ём стрем-ле-нии ко все-му при-чуд-ли-во-му и не-ре-гуляр-но-му от-крыл-ся на-встре-чу но-вым фор-маль-ным сис-те-мам (в этом от-но-ше-нии ис-поль-зо-ва-ние го-тических форм не от-ли-ча-лось по сво-ему ха-рак-те-ру от экс-пе-ри-мен-тов с ши-ну-аз-ри и т. н. тюр-ке-ри). Этот ин-те-рес в даль-ней-шем был под-хва-чен ев-ропейским ро-ман-тиз-мом, с его куль-том Сред-не-ве-ко-вья в литературе и изо-бра-зи-тель-ном искусстве, ан-ти-клас-си-ци-стическими на-строе-ния-ми и тя-гой к национальным кор-ням. Раз-ви-тию неоготики спо-соб-ст-во-ва-ло ста-нов-ле-ние ме-дие-ви-сти-ки как нау-ки. Пред-вест-ни-ком на-учных ис-сле-до-ва-ния средневековых со-ору-же-ний вы-сту-пил ещё английский архитектор Дж. Эс-секс, осу-ще-ст-вив-ший ис-то-рическую рес-тав-ра-цию со-бо-ров в Или (1757-1762 годы) и Лин-коль-не (1762-1765 год), ос-но-ван-ную на изу-че-нии ори-ги-наль-ных кон-ст-рук-ций.

На ран-нем эта-пе, в те-че-ние XVIII века, нео-го-тические по-строй-ки пред-став-ля-ли со-бой сво-бод-ные фан-та-зии на те-му средневековой ар-хи-тек-ту-ры. Про-воз-ве-ст-ни-ка-ми но-во-го сти-ля ста-ли са-до-во-пар-ко-вые со-ору-же-ния (па-виль-о-ны, руи-ны, бе-сед-ки) в круп-ных двор-цо-во-пар-ко-вых ан-самб-лях, где они не-ред-ко со-сед-ст-во-ва-ли с по-строй-ка-ми в сти-ле клас-си-циз-ма : «Го-ти-че-ский храм» в усадь-бе Шо-то-вер, граф-ст-во Окс-форд-шир (по-сле 1717 года, при-пи-сы-ва-ет-ся У. Тау-н-сен-ду); «Храм сво-бо-ды на-ших пред-ков», или «Го-ти-че-ский храм», в усадь-бе Стоу в Ба-кин-гем-ши-ре (1741-1747 годы, архитектор Дж. Гиббс); па-виль-он Катл-Милл в усадь-бе Рау-сем-хаус в Окс-форд-шире (1738-1741 годы, архитектор У. Кент); баш-ня зам-ка Эдж-хилл (1745-1747 годы); усадь-ба Ра-ду-эй в Уо-рик-ши-ре (архитектор С. Мил-лер) - в Ве-ли-ко-бри-та-нии; «го-ти-че-ская» ка-пел-ла в па-виль-о-не Ма-гда-ле-ненк-лау-зе в Ним-фен-бур-ге (ны-не в чер-те Мюн-хе-на; 1725-1780 годы, архитектор Й. Эф-нер) и др.

В XIX веке неоготика ут-вер-ди-лась как стиль оформ-ле-ния ин-терь-е-ров и де-ко-ра-тив-но- при-клад-но-го искусства. Это-му спо-соб-ст-во-ва-ло как раз-ви-тие нео-го-тической ар-хи-тек-ту-ры, так и то, что го-ти-ка ста-ла вос-при-ни-мать-ся как эпо-ха оду-хо-тво-рён-но-го руч-но-го ре-мес-ла в про-ти-во-по-лож-ность современному без-душ-но-му ма-шин-но-му про-изводству, как иде-аль-ный об-ра-зец уни-вер-саль-но-го син-те-за ис-кусств. В ин-терь-е-рах нео-го-тический стиль про-явил-ся в ар-хитектурном де-ко-ре: в ис-поль-зо-ва-нии стрель-ча-тых арок, рез-ных де-ревянных па-не-лей, лан-це-то-вид-ных окон, мо-ти-вов го-тического ор-на-мен-та (на-ту-ра-ли-сти-че-ски изо-бра-жён-ная ли-ст-ва, три-ли-ст-ни-ки, квад-ри-фо-лии и др.), а так-же в по-ли-хро-мии (ин-терь-е-ры зам-ка Нойш-ван-штайн в Ба-ва-рии, 1886-1892 годы, архитектор Ю. Хоф-манн и др.).

Эти мо-ти-вы пе-ре-шли в оформ-ле-ние ме-бе-ли, из-де-лий из ме-тал-ла, вит-ра-жей, ке-ра-ми-ки, тек-сти-ля, в юве-лир-ное искусство и др. (на этой ос-но-ве сло-жил-ся стиль оформ-ле-ния ин-терь-е-ров У. Мор-ри-са). Вы-даю-щую-ся роль в фор-ми-ро-ва-нии кон-цеп-ции нео-го-тического ин-терь-е-ра и де-ко-ра-тив-но-при-клад-но-го искусства сыг-рал О. Пьюд-жин, стре-мив-ший-ся к дос-то-вер-но-му вос-про-из-ве-де-нию форм средневековых пред-ме-тов в сво-их про-ек-тах ут-ва-ри, про-из-во-див-шей-ся в специальных мас-тер-ских. Ему при-над-ле-жат про-ек-ты ин-терь-е-ров мно-го-численных церк-вей в Анг-лии, Вест-мин-стер-ско-го двор-ца, Сред-не-ве-ко-во-го дво-ра на Все-мир-ной вы-став-ке 1851 года в Лон-до-не. Неоготика рас-про-стра-ни-лась да-ле-ко за пре-де-ла-ми Ев-ро-пы, ут-вер-див-шись в стра-нах Южной и Северной Аме-ри-ки (в США - ар-хи-тек-то-ры Р. Апд-жон, Дж. Нот-ман, Дж. Ре-ник Млад-ший), Юж. Аф-ри-ке, Ав-ст-ра-лии и Но-вой Зе-лан-дии, так-же в стра-нах Центральной и Юго-Восточной Азии; она на многие де-ся-ти-ле-тия оп-ре-де-ли-ла стиль мас-со-во-го цер-ков-но-го строи-тель-ст-ва, ино-гда при-ме-ня-лась так-же при строи-тель-ст-ве об-щественных со-ору-же-ний (уни-вер-си-те-ты, кол-лед-жи и пр.).

В Рос-сии ещё в середине XVIII века ро-ди-лось по-ня-тие «го-ти-че-ский вкус», обо-зна-чав-шее все ху-дожественные яв-ле-ния, про-ти-во-пос-та-вив-шие се-бя клас-си-циз-му. Оно под-ра-зу-ме-ва-ло об-ра-ще-ние к «древ-но-сти» во-об-ще, без раз-ли-чия кон-крет-ных пе-рио-дов как рус-ской, так и западноев-ропейской ис-то-рии и вы-сту-па-ло си-но-ни-мом все-го «стран-но-го», «при-чуд-ли-во-го» и «ро-ма-ни-че-ско-го» (в ба-роч-ном зна-че-нии это-го сло-ва). В пи-ку идео-ло-гии Про-све-ще-ния про-из-ве-де-ния, соз-дан-ные в «го-ти-че-ском вку-се», ут-вер-жда-ли цен-ность куль-ту-ры про-шло-го и мир ча-ст-но-го, под-вер-жен-но-го при-хот-ли-вой иг-ре чувств че-ло-ве-ка: кар-ти-ны на древнерусские сю-же-ты И. А. Аки-мо-ва, А. П. Ло-сен-ко с эле-мен-та-ми на-ме-рен-ной ар-хаи-за-ции форм, по-строй-ки В. И. Ба-же-но-ва (пре-ж-де все-го в Ца-ри-цы-не), са-до-во-пар-ко-вые па-виль-о-ны в Цар-ском Се-ле В. И. Не-ело-ва, ан-самбль Чес-мен-ско-го двор-ца (1774-1777 годы, архитектор Ю. М. Фель-тен) в Санкт-Пе-тер-бур-ге. Для русской «го-тической» ар-хи-тек-ту-ры ха-рак-тер-ны крас-ные кир-пич-ные фа-са-ды с де-ко-ром бе-ло-го цве-та, вклю-чаю-щим стрель-ча-тые ар-ки, зуб-цы, ба-шен-ки, а так-же эле-мен-ты древнерусского зод-че-ст-ва.

На-чи-ная с эпо-хи ро-ман-тиз-ма, по ме-ре ста-нов-ле-ния ис-то-рического зна-ния о ми-ре, от-но-ше-ние к сред-ним ве-кам ста-ло бо-лее диф-фе-рен-ци-ро-ван-ным. Не-смот-ря на то что и го-ти-че-ские, и древнерусские фор-мы час-то вхо-дят в еди-ный, под-чи-нён-ный ам-пир-но-му син-те-зу об-раз (пе-ре-строй-ки архитектором И. В. Его-то-вым Крем-лёв-ских строе-ний по-сле Отечественной вой-ны 1812 года, Ека-те-ри-нин-ская церковь Воз-не-сен-ско-го монастыря в Мо-с-ков-ском Крем-ле, 1809-1815 годы, архитектор А. Н. Ба-ка-рев, пред-по-ло-жи-тель-но по про-ек-ту К. И. Рос-си; Си-но-даль-ная ти-по-гра-фия в Мо-ск-ве, 1811-1815 годы, архитектор И. Л. Ми-ро-нов-ский), на-ме-ча-ет-ся раз-де-ле-ние двух об-ра-щён-ных в про-шлое сти-лей: «рус-ско-го» сти-ля, ис-поль-зую-ще-го эле-мен-ты древнерусского зод-че-ст-ва, и соб-ст-вен-но неоготики. Де-ко-ра-тив-ные фор-мы в неоготике за-час-тую точ-но со-от-но-сят-ся с ис-то-рическими об-раз-ца-ми, ино-гда они пря-мо ко-пи-ру-ют-ся с по-стро-ек про-шло-го [дво-рец «Кот-тедж» в Пе-тер-го-фе архитектор А. А. Ме-не-ла-са, 1826-1829 годы; Ка-пел-ла в Пе-тер-го-фе архитектор К. Ф. Шин-ке-ля, 1831-1834 годы; Во-рон-цов-ский дво-рец в Алуп-ке, 1831-1846 годы, про-ект архитектора Э. Бло-ра; Пет-ро-пав-лов-ская цер-ковь в Пар-го-ло-ве (ны-не в со-ста-ве Санкт-Пе-тер-бур-га) архитектора А. П. Брюл-ло-ва, 1831-1840 годы]. Эле-мен-ты неоготики ис-поль-зу-ют-ся в пе-ре-строй-ке двор-ца и мос-та усадь-бы Мар-фи-но (1831-1846 годы, архитектор М. Д. Бы-ков-ский).

Стиль неоготика в архитектуре (также известен как псевдоготика) – это архитектурный стиль, вобравший в себя элементы готики и классических композиций. Этот стиль появился в 40-е годы XVIII века. Именно тогда были построены такие известные здания, как Вестминстерский дворец в Лондоне, замок Нойшванштайн в Германии. В чем же основные черты неоготики?

Чем отличается готика от неоготики?


Неоготика апеллировала к традициям традиционной средневековой готики. В неоготическом стиле строились многочисленные католические соборы в различных городах – в Нью-Йорке, в Мельбурне и т.д.

По своему внешнему виду неоготика практически схожа с традиционной готикой – те же самые патетические колонны, массивные своды, шпили. Однако современники решили взглянуть на них по-новому, видоизменить их, вследствие чего и появилась неоготика.

Возрождение готической архитектуры произошло благодаря английским магнатам и аристократам. В те времена в Британии существовало множество разнообразных соборов, замков, построенных в стиле готики, которые относились к культурному наследию страны. Новые постройки также нередко повторяли черты готического стиля.

Такая намеренная изоляция от многочисленных европейских стилевых нововведений (к примеру, барокко) привела к тому, что многие видные деятели искусства стали привносить готические формы даже в отделку своих усадеб. Впервые моду на готический декор установил Хорас Уолпол, который стилизовал свое поместье под замок из средних веков. Эту тенденцию поддержали многочисленные аристократы.

Основные черты неоготического стиля:

  • каркасный свод в основе,
  • зубчатые стены,
  • витражи в окнах, стекло в которых выполнено в витражной технике,
  • резные лепнины,
  • ажурные детали (от железных оград до внутреннего убранства),
  • вытянутые вверх конструкции,
  • колонны, держащие своды и арки.

Английская неоготика достигла своего пика в 1795 году, когда сын лондонского мэра Уильям Бэкфорд решил построить свою усадьбу в Уилтшире под названием Фонтхилл-Эбби. «Сердце» проекта Фонтхилл-Эбби – восьмиугольная башня 90 метров в высоту. Вид неоготического замка напоминал настоящее аббатство, однако сама усадьба не дожила до наших дней: она трижды рушилась за свою тридцатилетнюю историю.


После смерти Уильяма Бэкфорда усадьбу было решено окончательно сравнять с землей. Однако слава этой усадьбы дала дополнительный толчок к активному развитию и внедрению неоготики в различные архитектурные формы. Неоготика в английской архитекутре 18–19 века оформляется в устойчивый стиль, а в середине XIX века он становится официально признанным национальным стилем Великобритании. Огастес Пьюджин, известный архитектор, поклонник неоготики, возводит совместно с Чарльзом Барри известный на весь мир Вестминстерский дворец, построенный именно в неоготическом стиле и являющийся настоящей его иконой.

В неоготическом стиле архитектуры были реконструированы железнодорожные вокзалы, ратуши, мосты, а также некоторые государственные сооружения Британии. При королеве Виктории новый Парламент был также построен в рамках этого направления. Это здание тут же стало визитной карточкой Лондона. Оно было отмечено на многочисленных изображениях. Университеты также стали строиться в стиле новой готики, причем это направление стало популярно не только в Британии, но и в Соединенных Штатах. Неоготика тесно переплеталась с классицизмом, заимствовала у него различные формы, стили, идеи, доводила их до совершенства.

Неоготика в XX веке

Здания в готическом стиле были довольно высокими, имели узкие окна и отличались внутренними несущими колоннами. Стальные рамы, лифты и другие технологические элементы, открытые в XX веке, постепенно привели к тому, что стиль утратил свою актуальность. Здания в стиле неоготика вместо арочных сводов и контрфорсов стали использоваться стальные остовы, что позволяло осваивать широкие пространства в интерьере без использования многочисленных колонн. Неоготика в архитектуре 19 века сменилась новым осмыслением века XX.



Неоготический орнамент применялся некоторыми архитекторами даже в железных каркасах. К примеру, отдельные черты неоготики можно найти в небоскребах Трибьюн-Тауэр и Вулворт-Билдинг. В первой половине XX века место неоготики занял модернизм. Модернисты считали себя наследниками неоготической традиции.

После 1930-х годов количество строений в неоготическом стиле резко снизилось, однако полностью строительство не остановилось. К примеру, в 2005 году собор St. Edmundsbury Cathedral (Великобритания) обзавелся башней в неоготическом стиле, которая строилась с 2000 года.

Неоготика в России

Русская неоготика отличается от европейской. Дома в неоготическом стиле принадлежат В, И. Баженову -царицынские простройки. Церкви, соборы и храмы использовали характерные черты стиля, но также смешивались с русским барокко.

В двух столицах, в Москве и Санкт-Петербурге, неоготика также появлялась в более классическом, западном стиле. Это, например, особняк Г. И. Морозовой.


Таинственный, величественный, даже устрашающий – все эти эпитеты относятся к одному и тому же стилю. Он занимает отдельную нишу практически во всех видах искусства: скульптуре, живописи, книжной миниатюре, витраже, фресках. Но в современном мире готический стиль неожиданно воплотился модными течениями в одежде, макияже и интерьерах.

Готический стиль

Готикой принято называть отрезок развития в средневековом искусстве на Западе, в Центральной части и на Востоке Европы. В исторической шкале этот период относится к XII — XVI веку. Готика пришла на смену романтике, постепенно вытеснив ее. Термином «готика» все чаще называют известный стиль архитектуры, характеризирующийся как ужасно прекрасный и страшно величественный.

Зародилась готика еще в средине XII столетия в северной Франции. До XIII века она не только распространилась, но и надежно укоренилась на территории, занимаемой современной Германией, Австрией, Чехией, Испанией и Англией. Италия «заразилась» готикой позже, с огромным трудом и большой трансформацией, что привело к возникновению течения «итальянская готика». Конец XIV столетия отличился появлением в Европе так называемой интернациональной готики. В восточно-европейских странах готика проявилась позже, но и продержалась немного дольше.

Ужасающе-прекрасная архитектура




Здания и произведения искусства, содержащие в себе свойственные готике элементы, созданные во времена эклектики, то есть в средине позапрошлого века и позднее, характеризуются термином «неоготика».

Неожиданным для всех стало возникновение в начале 1980-х жанра музыки, именуемого «готикой». Такой современный готический стиль применялся как название возникшего в те годы «готического рока», а позже и молодежного движения, которое сформировалось на основе такой музыки — «готической субкультуры».

Само название произошло от итальянского слова gotico, что в переводе значит варварский или непривычный. Но данный стиль к Goten, то есть варварам, готам историческим, не имеет никакого отношения. Сначала это слово использовалось как брань. Первым это понятие в нынешнем его значении применил Д. Вазари, отделяя Ренессанс от Средневековья. Готикой завершилось развитие средневекового европейского искусства. Возникшее на базе романских культурных достижений, в эпоху Ренессанса это средневековое искусство считалось «варварским», по назначению — культовым, а по тематике — религиозным.

Готика — это целый культурный пласт, включающий в себя архитектуру, литературу, изобразительное искусство

Готический стиль Средневековья особенно ярко отображает храмовая, соборная, церковная и монастырская архитектура, которая формировалась на базе романской, или точнее бургундской средневековой архитектуры. Но готика отличается от романской стилистики, ее круглых арок, массивных стен и маленьких окошек. Она выделяется арками с заостренным куполом, узкими и высокими башнями и колоннами. Фасад богато украшался резными фрагментами (вимпергами, тимпанами, архивольтами) и многоцветными витражными стрельчатыми окнами. Большинство элементов стиля подчеркивается вертикальной направленностью.

XVIII- XIX века ознаменовались развитием художественного стиля под названием неоготика или «возрожденная готика». Позаимствовав традиции и формы классической готики, неоготика, зародившаяся в Великобритании, распространилась также в странах континентальной Европы и даже Америки.

Временами элементы неоготики причудливо переплетались с самыми новыми для той поры технологиями. К примеру, Бруклинский мост в Нью-Йорке на стойках был оборудован арками в виде готических окошек. Самым выдающимся образцом неоготики считается здание парламента Британии в Лондоне.

Знаменитый Вашингтонский кафедральный собор, построенный в неоготическом стиле (1907-1990 гг.)

Интерьер собора

Полный вид снаружи — действительно монументальное сооружение

А это — фасад церкви Св. Маклу (15-16 ст.) во Франции, построенная в стиле пылающей готики. Действительно завораживающее зрелище

Собор Св. Патрика, Нью-Йорк. Неоготика, 1858-1878 гг.

Уникальным примером готического стиля в Руси являются постройки Грановитой палаты и звонницы на Софийском соборе в Великом Новгороде. В средневековой России, которая находилась под влиянием византийского искусства, готику практически не воспринимали как стиль, достойный внимания. Определенное подобие с готикой заметно лишь в строениях башен и стен на Московском Кремле.

А вот неоготическим стилем отличается императорская резиденция в Царицыне как наиболее выдающийся памятник «русской готической архитектуры» и самый крупный псевдоготический комплекс Европы.

Что касается мебели, то самым ярким образцом стиля считается дрессуар или шкаф для посуды. Нередко его покрывали росписью. Вся мебель той эпохи отличается простотой и тяжеловесностью. Например, одежда и бытовые предметы впервые начали хранить в специальных шкафах, хотя раньше для этого использовались исключительно сундуки. Так в концы Средневековья появились прототипы современной мебели: шкафов, кроватей и кресел. Один из самых распространенных в те времена элементов мебели — филенчато-рамочная вязка. Основными материалами на западе и севере Европы являлись местные древесные породы, в том числе орех, дуб, сосна, ель, а также лиственница, кедр и можжевельник.

Характерная черта архитектуры — высокие, вытянутые стрельчатые своды, окна, порталы


В эпоху Крестовых походов произошел переворот в изготовлении оружия. Европейцам удалось на Востоке познакомиться с легкой сталью, поддающейся ковке. Тяжелым кольчугам пришлось отступить перед новым видом доспехов. В них шарнирами соединялись кусочки металла, что позволяло покрыть всю поверхность самой сложной формы, оставив достаточно свободы для движения. От такой необычной конструкции новых лат появилась и новая форма в европейской одежде. В то же время создавались все наиболее известные сегодня способы кроения.

Благодаря готической моде на смену свободной романской рубашкоподобной форме одежды пришел сложный облегающий покрой. Пиком совершенства готического костюма стало окончание XV века, когда вся Европа покорилась моде, созданной при дворе Бургундии. В это время был укорочен мужской наряд, а длинную одежду носили только люди пожилого возраста, врачи и судейские. За счет облегающей куртки или упелянда, узких шоссов и короткого плаща одежда стала воплощением эстетических идеалов эпохи, подчеркивая стройный образ галантного юноши, грациозного кавалера. Женская одежда изменилась за счет отделения юбочной части от лифа. Юбка по ширине увеличилась благодаря дополнительным тканевым вставкам. Верхнюю часть наряда представлял узенький лиф, облегающие длинные рукава, треугольный вырез на спине и груди. Плечи женщины отклонялись назад, отчего образовывался силуэт, напоминающий букву S и названный «готическая кривая». Наподобие архитектуры той поры готической одежде задавалась вертикальная направленность. За счет отвесных концов накладных рукавов, острых манжет, сложных каркасных головных уборов, вытянутых кверху (атур), и остроносых ботинок эта тенденция только усиливалась. Самым популярным и наиболее дорогим считался желтый цвет, который преобладал именно в мужской одежде.

Гаргульи — демонические фигуры, венчающие стены готических соборов

Винтажное фото — гаргулья на стене Собора Парижской Богоматери

«Милый» скелет, удерживающий свод

Готический стиль в интерьере

По сравнению с любым дизайном отличает масса преимуществ: неповторимость, оригинальность, таинственность. Однако он, как говорится, на любителя, ведь в нем преобладают только темные тона с доминирующим черным цветом, который часто разбавляют бордовым и фиолетовым. Намного реже могут встречаться детали салатного, розового и белого цвета, однако вводятся они не для ублажения глаз.

Лишь человек, по-настоящему очарованный атмосферой готического стиля, захочет создать подобный интерьер в своем жилище с неповторимостью и некоторой мрачностью. Хозяин таких пенатов даже в самой смерти находит что-то романтическое.

Лучше всего такой интерьер воплощается в масштабных строениях и на больших площадях

Готическому стилю не место в малометражной квартире, ведь создание подобного дизайна нуждается в пространстве. Поэтому лучший вариант для него — загородный дом или элитная квартира.

Однако, хотя этому стилю необходима большая высота помещения, его приверженцы умудряются воплощать такой дизайн и при не очень высоком потолке стандартного жилья.

Комната в готическом стиле должна бы создаваться из тех материалов, которые использовались древними готами, а это натуральное дерево и камень, обработанный нарочито грубо. Но не все будут применять подобный оригинальный материал, превращая свой дом в средневековый замок. Поэтому вполне допустимо использование искусственных аналогов.
Светильник в готическом стиле отлично подойдет для создания средневековой атмосферы. Особого внимания требует подсветка, а также световые эффекты, при помощи которых можно создать особую таинственность, присущую готике.

Туалетный столик с зеркалом. Подсвечник добавляет колорита

Еще одна отличительная черта готического интерьера — использование окон, направленных вверх, а также аналогичных арок. Декором могут послужить ажурные башни и орнаменты в готическом стиле, которые наполняют атмосферу помещения величием и изяществом. Окна украшают орнаментом или витражом.

Для получения гармоничной картины следует уделить должное внимание готической мебели. Это может быть буфет на высоких ножках, двустворчатый шкаф с филенками, массивная кровать и стулья с высокими спинками. Удачно вписывается в подобный интерьер и мебель из дерева, украшенная резьбой. Этот интерьер выходит тяжеловесным: хотя он дополняется множеством изысканных элементов, но все равно воспринимается несколько грубовато. Часто в нем, кроме окон, даже двери делают в готической стилистике.

Для придания потолку «готического» вида можно использовать лепнину, эффект свода, открытые стропила. Аксессуарами могут служить скульптурки разных мифических созданий, львов, картины, рыцарские доспехи и драпировки.

Конечно, полностью передать интерьер древнего замка почти невозможно. Но ценители готики могут использовать и просто элементы стиля, способные придать чертам дома готическую возвышенность.




Готический стиль в одежде

Неожиданное воплощение получил готический стиль в одежде. Он используется в основном девушками и юношами, которые относятся к молодежной субкультуре – «готам». Преимущественно в нем копируется европейская мода веков «неоготики». Принципиальная черта стиля — преобладание в нем деталей всех оттенков черного.

В современной готической моде очень мало того, что роднит ее с настоящей одеждой готов средневековья. В традиционном в нынешнем понимании готическом наряде преобладает экстравагантный крой и черный цвет. Из материалов предпочтение отдается коже, кружеву, шелку, бархату. Также в одежде используются детали из люрекса, тафты, органзы, парчи и винила.

Платье в стиле викторианской готики

Ещё один яркий пример викторианского направления

Шляпка, корсет, вуаль — готические красавицы бывают неимоверно женственными

Викторианский стиль, мужской вариант

Девушкам-готам характерно ношение корсетов, придающих силуэту стройности и соблазнительных очертаний. Их носят поверх основной одежды – рубашки или платья. Актуальным элементом нарядов считается юбка миди, штаны из кожи или платье длиной в пол. Даже мини-юбки очень популярны в готическом стиле. Верхняя одежда девушек – это в основном длинный кожаный или матерчатый плащ.

Мужчинам-готам свойственна ярко выраженная женственность, поэтому в их одежде точно повторяются элементы женских нарядов. Конечно, платья в готическом стиле и корсеты все равно прерогатива исключительно женщин, но юбки в готической субкультуре вполне могут носить мужчины. Все остальное же — это та же черная рубашка, балахон, длинный плащ и кожаные облегающие штаны.

«Современные» готы выглядят несколько по-иному. Тут уже нет стилизации под средневековье или викторианскую эпоху





Из обуви у девушек и юношей готической культуры популярны высокие тяжелые ботинки типа «гриндерсов». Также приветствуются разные виды обуви с высокой платформой, носить которую могут и парни, и девушки. Прекрасному полу можно подойдут сапоги, полусапожки или туфли на высоких каблуках. Что касается цвета обуви, то он, разумеется, остается только черным.

Девушкам-готам очень нравятся включения в наряд элегантных шляпок с вуалью черного цвета, а также ажурных кружевных перчаток.



Характерные – это исключительно серебряные украшения, которые можно заменить только белым золотом. Но временами готы могут использовать и недорогие недрагоценные металлы. Традиционное применение белого цвета в аксессуарах считается символом холодного, мертвенного света Луны. С его помощью отлично подчеркивается траурный характер готических одежд и бледность лиц готов.

Создать готический ансамбль очень просто, но выглядеть и являться готом – разные понятия. Для соответствия субкультуре готов важно жить этим, веровать в это и не предавать даже в мелочах. А вот для создания правильного готического костюма достаточно просто придерживаться основных стилистических рекомендаций. Причем они не представляют собой ничего нового: черная одежда, кружева, кожа, оборки, сапоги на высоченной платформе, черный или красный корсет, рваные джинсы, юбка и черные сетчатые колготки. Также уместны рваные черные футболки, перчатки, лонгсливы, рубашки и брюки черного цвета. Дополнить образ можно армейскими ботинками, украшениями в виде крестов, пауков, черепов, драконов, серебристых цепей, массивных колец, ошейников с шипами, пирсинга лица, не гламурных украшений.

Выделиться из общей массы помогут рюкзаки с шипами, нашивками, пятнами от краски, умышленными разрывами. Останется только сделать максимально мрачный макияж, кровавый маникюр, прическу с эффектом жирных волос – и вперед к единению с миром тьмы!

Фото