Меню
Бесплатно
Главная  /  Праздники  /  Нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор. Сочинение "Проблематика рассказа «Матренин двор»"

Нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор. Сочинение "Проблематика рассказа «Матренин двор»"

В журнале «Новый мир» было опубликовано несколько работ Солженицына, среди них и «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобио­графичен и достоверен». В нём говорится о русском селе, о его жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи, — качествах, которые умещаются в праведнике, без которого «не стоит село».

«Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни. Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя. Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.

«Матренин двор» разделён на три части:

  1. Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».
  2. Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Пожалев его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она помогала возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.
  3. В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.

Главные герои

Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».

У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

Рассказчик, Игнатьич , в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

Темы и проблемы

Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.

Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще. Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

Идея

Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится. Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям. Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.

Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей. Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.

Народный характер в произведении

Солженицын рассуждал в статье «Раскаяние и самоограничение»: «Есть такие прирожденные ангелы они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нис­колько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Ка­ждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».

Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение

Дали как-то сказал: «Если ты из тех, кто считает, что современное искусство превзошло искусство Вермера или Рафаэля, не берись за эту книгу и пребывай в блаженном идиотизме» («Десять наставлений тому, кто хочет стать художником»)- Думаю, оспорить трудно. Конечно, великий Сальвадор говорил о живописи, но к литературе это изречение также имеет отношение. Искусство (будь то литература, живопись или музыка) - способ самовыражения, оно помогает нам заглянуть в самые потаенные уголки души.
Многие произведения современной русской литературы мне не нравятся по причине отсутствия каких-либо художественно-творческих начал. В наше время рассказ, поэма или роман зачастую являются результатом бурной фантазии, больного воображения или искаженного восприятия мира (кто имеет представление о «платоновском» Втором пришествии, меня поймет и, надеюсь, поддержит). Сегодняшние писатели пытаются доказать, что их неприятие современной действительности и отсутствие нравственных идеалов есть индивидуальный подход к творчеству.

Но если сегодня миром правят беззаконие и малодушие, то это не значит, что с верой покончено. Она возродится, ибо человек так или иначе возвращается к истокам, пусть медленным, но твердым и уверенным шагом (восстановление храмов, принятие религии).
Читая классику, я нахожу для себя много интересного. Ведь в начале жизненного пути человеку не всегда удается встретить того, кто стал бы лучшим другом и советчиком, поэтому одним из главных учителей каждого из нас является книга. А чему научит нас современная литература? Признайтесь, что о первой любви вы узнали не от Солженицына, а от Тургенева или Пушкина («Первая любовь», «Евгений Онегин»), о возрождении души человеческой -от Достоевского («Преступление и наказание»), а о разнообразии и странностях человеческого мышления - все-таки от Гоголя («Мертвые души»). Надо отметить, что классическое произведение всегда несет в себе долю оптимизма. Даже в «Преступлении и наказании», где речь идет о страшном проступке - убийстве - и герою, казалось бы, нет оправдания, Достоевский дает нам понять, что Раскольников вовсе не потерян для общества. Его совесть не чиста, но для него существуют такие понятия, как честь, справедливость, достоинство.
Как мне кажется, классики дают нам надежду на духовное возрождение, а в современной литературе этого нет. Давайте же попробуем с точки зрения вышесказанного рассмотреть, что представляет собой творчество современного русского писателя, в частности

Александра Солженицына. Для этого я предлагаю проанализировать один из его рассказов - «Матренин двор», в котором, на мой взгляд, ставится проблема одиночества, взаимоотношения человека с окружающими людьми, авторского отношения к жизни.
Итак, наш герой приезжает в Россию, в чудесную русскую глубинку с ее вечными загадками, незаурядными личностями и самобытными характерами. Что ждет его? Он не знает. Никто его не ожидает, никто не помнит. Что мог встретить он на своем пути? Ему всего лишь хотелось «затеряться» где-нибудь там, где его не достанут радио, телевизоры и другие достижения современной цивилизации. Что ж, удача ему улыбнулась: со второго раза ему удается найти небольшую деревню недалеко от станции Торфопродукт и жить там спокойненько, обучая молодое поколение точной науке. С жильем проблем тоже особых не было. Ему подыскали «подходящий домик», в котором, по его словам, «его жребий был - поселиться».

Боже, как он тосковал по простым людям, не утерявшим той душевной простоты, которой каждый из нас наделен с самого рождения. Сколько умиления и восторга вызывает в его душе обычная деревенская женщина, торгующая молоком, ее вид, ее голос, характерный акцент. А с какой симпатией он относится к хозяйке дома - Матрене. Он уважал и понимал ее, как она есть: большая, беспощадная, мягкая, неряшливая и все-таки чем-то милая и родная. Несчастная потеряла всех своих детей, любимого, «загубив» свою молодость, осталась одна. И конечно, не могла не вызвать жалость. Она не богата, даже не зажиточна. Бедна как «церковная мышка», больна, но отказать в помощи не может. И очень важное качество отмечает в ней автор - бескорыстность. Не из-за денег копала старая Матрена картошку соседям и воспитывала племянницу свою Кирочку тоже не ради благодарности, а просто любила детей. Она как-никак женщина.
Когда началась война, бедная Матрена не подозревала, что она (война) разведет ее с «дорогим» человеком, и героиня «идет» замуж за младшего брата своего жениха. Но муж вскоре покидает деревню, уходит на войну и не возвращается. И вот Матрена остается ни с чем. Дети умирали один за другим, не дожив до года. И в конце жизни она была обречена на одиночество. Лишь «колченогая кошка», «грязно-белая криворогая коза», мыши да тараканы населяли ее «перекособоченную избушку». Матрена взяла на воспитание племянницу Кирочку, и это было последним утешением. Но, видно, не суждено Матрене коротать дни в спокойствии. Срочно нужно было перевезти горницу в другую деревеньку, а то Кирочка упустит хорошее место. Казалось бы, наша героиня и вмешиваться не должна в перевозку собственного дома (последнее, что у нее осталось), а всячески этому препятствовать. Но нет - она решается помочь в транспортировке бревен. И если бы Матрена не пошла ночью на железную дорогу и не стала толкать повозку через рельсы, то была бы жива.
Как она закончила свою жизнь? Ужасно. Глупо. Трагично, Оправдания ее смерти я не вижу.

Б этом произведении, как и в других («Крестный ход»), Солженицын выражает свое отношение к людям. Он не любит народ и старается его обезличить, превращая в *серую массу». Ему кажется, что окружающие его люди - «ничто». Они не способны понять добро, им все равно, кто рядом с ними. А вот автор - другое дело. Он сразу распознает в Матрене «праведника», но сам-то фактически приходит к этому выводу слишком поздно.
Нужно отдать должное автору рассказа: в раскрытии образа героини он старается подчеркнуть ее доброту, безграничную любовь к людям.
Что я могу сказать об этом произведении? Не радует - раз, не нравится - два, так как не могу понять авторской позиции: зачем столько зла и грязи воплотил в своем «творении» Солженицын? (Вспомните угнетающую обстановку дома и отношение людей друг к другу.)
Естественно, творчество писателя неразрывно связано с его биографией. Много лет, проведенных в неволе, повлияли на Солженицына, но ведь не все, даже более несчастные, изливают все свои обиды и злобу в рассказах и повестях. На мой взгляд, творческая работа должна выражать только самое лучшее, что есть в человеке, чтобы показать: «Вот то хорошее, что во мне есть, почувствуй это и пойми!»
Искусство (в частности, литература) должно привносить светлые чувства в душу человека. Читатель должен сопереживать героям, чувствовать боль обид, разочарований и даже плакать (что, кстати, и произошло со мной), но ведь нехорошо, если в душе у тебя остается неприятный осадок после прочитанного. Наверное, это какое-то другое искусство, мне лично непонятное.

Зачем тогда вообще писать? Лучше рисовать в стиле апокалипсис. Все равно эмоции при этих двух занятиях (писать о плохом и рисовать) одни и те же, да и результатом сможет полюбоваться большее количество человек (если автору этого хотелось). Ведь раньше мастера создавали свои произведения именно для того, что-бы люди приходили в ужас от увиденных сцен всеобщей гибели. А при размещении подобных творений прямо на улицах (имеются в виду церкви) люди, связанные с религией, предусматривали и то, что не умеющие читать также будут знать о страшном наказании.

Но чего не отнять у Солженицына - это то, что он пишет о жизни, основываясь на личном опыте, пишет именно о себе, о пережитом и увиденном. Автор показывает нам жизнь такой, какова она есть (в его понимании). Хотя при чтении его работ складывается мнение, что, кроме плохого, невежественного и несправедливого, этому человеку ничего не приходилось видеть. Но главное не в этом. Цель Солженицына - открыть нам всю «прелесть» бытия, используя описание убогого жилища, злых соседей и неблагодарной родни.
Солженицын говорит о несправедливости, а также о слабости характера, излишней доброте и о том, к чему это может привести. В уста автора он вкладывает свои мысли и свое отношение к обществу. Автор (герой рассказа) пережил все, что пришлось перенести самому Солженицыну.
Описывая деревню, Матрену, суровую действительность, он параллельно этому дает свою оценку, высказывая собственное мнение. Сколько горечи и сарказма слышится в описании станции: на «серо-деревянком бараке висела строгая надпись: «На поезд садиться только со стороны вокзала!» Гвоздем по доскам было нацарапано: «И без билетов». А у кассы... было нацарапано ножом: «Билетов нет». Знакомя нас с председателем Горшковым, автор не забывает упомянуть, каким образом он (Горшков) получил Героя Социалистического Труда.

А сколько «тепла», «чуткости», «задушевности» чувствуется в описании скромного жилища Матрены и его обитателей: «Иногда ела кошка и тараканов, но от этого ей становилось нехорошо. Единственное, что тараканы уважали, - это черту перегородки, отделявшей устье от... чистой избы... в кухоньке по ночам кишели... - пол весь, и скамья, и даже стена были чуть не сплошь бурыми и шевелились...»
Заметим, что у Гоголя описание гостиницы города N. где также встречаются тараканы, не вызывает чувство брезгливости. Однако автор не может обойтись без чего-нибудь «эдакого».
Не без скрытого удовольствия пишет о своей «скромности и тактичности», когда описывает стряпню хозяйки: все эти тараканьи ножки в однообразной еде, по его словам, «не совсем вкусной». «Я покорно съедал все наваренное мне, терпеливо откладывая в сторону, если попадалось что-то неурядное... У меня не хватало духу упрекнуть Матрену...»

На мой взгляд, автор любит описывать чьи-то обиды и неудачи (имеется в виду данный рассказ): «...много было у Матрены обид...» Опять обиды. Если писать не о своих, то уж о чужих. И жалость. Рассказчик давит на жалость. Он пытается задеть за живое (так как лично меня он больше ничем не смог тронуть). Но жалость жалости - рознь...
«Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку». Автор хочет показать нам, какой он чувствительный и жалостливый. Однако внутри он человек жесткий и сухой. У меня едва хватило сил прочитать описание мертвой Матрены, ее изуродованного тела. Написано без эмоций, лишь констатация факта. Понять это тяжело. Но что еще может родиться в голове у человека под «скрежет мышей», «шуршание тараканов» да под впечатлением увиденной покойницы? Это утешает.
Но самое «веселое» - это конец. У человека, не знающего жизнь, появится мысль: «Не доверяй». Печальная картина, которую мы наблюдаем после смерти героини, доказывает нам это. Да, я согласна: родственники только и думали о том, что можно унести из дома. Дошло до того, что унесли и сам дом. Рассказчик не верит в искренность слез Киры. А соседка придерживается мнения, что Матрена была глупа, да и муж ее не любил. Одним словом, кругом пустота и несправедливость. Автор, наверное, считает, что все плохо и в конце концов постигнет нас несчастье. И люди нас окружают бездушные, и в других не видят прекрасное, и в добро не верят, и вообще, кроме него, никто не разглядел в Матрене доброту, скромность и бескорыстие. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Писатель просто навязывает нам свои пессимистические взгляды на мир и пытается что-то доказать. Он скептик и никогда не будет способен сотворить прекрасное просто в силу своих исковерканных жизнью убеждений. Впрочем, это всего лишь мое мнение.

Другие сочинения по этому произведению

«Затеряться в самой нутряной России». (По рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор».) «Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор») «Не стоит село без праведника» (по рассказу «Матренин двор») Анализ рассказа А.И.Солженицына "Матрёнин двор" Изображение деревни в рассказе «Матренин двор» (по рассказу А.И.Солженицына) Изображение русского национального характера в произведении Солженицына «Матренин двор» Какие художественные средства использует автор при создании образа Матрены? (по рассказу Солженицына «Матренин двор»). Комплексный анализ произведения А. Солженицына «Матренин двор». Крестьянская тема в рассказе А. Солженицына "Матренин двор" Не стоит земля без праведника (По рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор") Не стоит земля без праведника (по рассказу А. Солженицына «Матренин двор») Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Нравственные проблемы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор" Образ человека-праведника в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. И. Солженицына («Матренин двор»). Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" Проблематика произведений Солженицина Рецензия на рассказ А. Солженицына «Матренин двор» Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу "Матренин двор".) Русская деревня в изображении Солженицына Смысл названия рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Сочинение по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор" Судьба главной героини в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор») Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин "Прощание с Матерой", А. Солженицын "Матренин двор") Тема праведничества в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Тема разрушения дома (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Тема Родины в повести И. А. Бунина «Суходол» и рассказе А. И. Солженицына. «Матренин двор» Фольклорные и христианские мотивы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» История создания рассказа «Матренин двор» "Матренин двор" Солженицына. Проблема одиночества среди людей Краткий сюжет рассказа А. Солженицына «Матренин двор» Идейно-тематическое содержание рассказа «Матренин двор» Смысл названия рассказа «Матренин двор» Рецензия на рассказ Александра Солженицына "Матренин двор" Идея национального характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Сюжет повести «Прощание с Матерой» Образ главной героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" 2 Комплексный анализ произведения "Матренин двор" А.И. Солженицына 2 Характеристика произведения "Матренин двор" Солженицына А.И. «Матренин двор» А. И. Солженицына. Образ праведницы. Жизненная основа притчи Без праведников нет России Судьба русской деревни в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не было оценено и замечено окружающими? (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А И Солженицына «Матренин двор»)

В ПОИСКАХ ПРАВЕДНИКА

Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие.

А. Солженицын, «Матренин двор»

Начнем с отрицания. Посмотрим у Даля: «Праведник - человек, живущий во всем по закону Божьему». То есть безгрешный. Хороша же безгрешная, не дождалась суженого с войны, вышла замуж за его брата, да время сложное, да жить одной сложно, но ведь праведник не может жить в идеальных условиях, ведь праведность - это подвиг, духовный подвиг. Но что же автор предлагает, как доказательство святости Матрены?

Не выращивает поросенка, да, но почему? Потому что убийство зверей грех, да нет, нигде не указано на ее вегетарианство. Значит, что-то иное, может, просто лень, вот и огород с довоенных пор не удобрен, да и коза грязно-серая, значит, несмотря на свою «занятость», она почти ничего не делала, может, ее просили помочь, да несколько просьб указано, но ведь упоминается, что бабы пахали огороды друг друга и Матренин пахали, просто не хотела жить для него, не хотела, и все тут.

Попробуем иначе, так, как принято писать в школьном сочинении. Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины - Матрены, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзывчивостью.

Само название рассказа «Матренин двор» можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово «двор» может означать просто уклад жизни Матрены, ее хозяйство, ее чисто бытовые заботы и трудности. Во втором случае, пожалуй, можно сказать, что слово «двор» акцентирует внимание читателя на судьбе самого дома Матрены, самого Матрениного хозяйственного двора. В третьем случае - «двор» символизирует тот круг людей, которые были так или иначе заинтересованы в Матрене, х? каждом из приведенных выше мною значений слова «двор» заключен, безусловно, тот трагизм, который присущ, пожалуй, образу жизни каждой женйщны, похожей на Матрену, но все же в третьем значении, как мне кажется, трагизм наиболее велик, так как здесь речь уже идет не о трудностях жизни и не об одиночестве, а о том, что даже смерть не может заставить людей задуматься однажды о справедливости и должном отношении к достоинствам человека.

Я думаю, что в этом случае складываются все три значения слова «двор», и каждое из этих значений отражает ту или иную трагическую картину: бездушность, мертвенность «живого двора», который окружал Матрену при жизни и в дальнейшем делил ее хозяйство; судьба самой Матрениной избы после смерти Матрены и при жизни Матрены; нелепая гибель Матрены. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село», - пишет Солженицын. Невольно вспоминаются слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, смысл которых заключается в том, что на самом деле все не так, как в действительности. Матрена - это противопоставление той действительности, которая в рассказе Солженицына выражена через злобу, зависть и стяжательство людей. Своим образом жизни Матрена доказала, что любой, кто живет в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом.

И опять возникает внутренний протест. Она жила так, как хотела она, а не Бог. Так где ж тут праведность? Так и стоит село без праведника. И город. И страна наша.


Дом – звучное слово. Оно близко каждому человеку. Это слово многозначное. Своими корнями оно уходит в далекое прошлое и остается нравственной опорой сегодняшней жизни.

Каждый человек должен иметь свой дом, то есть место, где ему хорошо, спокойно. Такое место, пристанище уставшей души, ищет для себя герой рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

Это произведение автобиографичное. Писатель возвращается из лагеря для заключенных. Он хочет найти место для восстановления своих сил, морального успокоения. Находит он его во Владимирской области в деревне Мильцево у местной жительницы Матрёны Васильевны Захаровой. В этом селе он будет работать учителем.

Выбор дома Матрёны не случаен. Среди других предложенных «дворов» он выбирает именно этот, потому что его хозяйка простая, бесхитростная.

Дом был старый, но построен добротно на большую семью, а жила в нем одинокая женщина. Вся изба была уставлена горшками и кадками с фикусами. Фикусы – это комнатные цветы, которые несут положительную энергетику.

Матрёна ими дорожила, когда случился пожар в доме, она в первую очередь кинулась спасать фикусы. Они заполняли одиночество хозяйки «безмолвной, но живой толпой».

Матрёна живет в «запущи». Стены избы оклеены обоями, которые отошли от стен, образовав прогалы, в которых жили мыши, тараканы. Кроме них в избе жила колченогая кошка, которую Матрёна приютила из жалости. За перегородкой находилась убогая тряпичная кровать. Вот это и все «богатство» Матрёны Васильевны.

Учитель физики, Игнатьич, как называла его Матрёна, поселился в темноватом углу избы. Там ему было хорошо, самое главное, его никто не тревожил. Правда, за обоями постоянно шуршали мыши и тараканы, но с этим шуршаньем он свыкся, потому что в этом ничего не было злого, не было лжи. Матрёна была деликатная, никогда не о чем не спрашивала «не лезла в душу».

Отличалась хозяйка избы и своей доброжелательностью. Она старалась накормить постояльца, но еда не всегда была посолена, пригорала. Конечно, не в еде смысл повседневного существования. Дороже улыбка Матрёны, добрая, просветленная.

С Матрёной жилось уютно, хотя бедность смотрела из всех углов. Женщина всю жизнь усердно работала, но ничего не нажила. Да она к этому и не стремилась. Работала за трудодни или за палочки. Труд был тяжелый, как она говорила, «все мешки были мои», поэтому от работы надорвана спина, которая «не заживает». Как и все русские женщины, она «коня на скаку остановит». Однажды взбешенного коня взяла под уздцы и остановила, а мужчины побоялись. Верила в приметы, была немного суеверна. Боялась пожары, молнии, пуще поезда.

Жизнь её была тяжелая, одинокая, безгрешная жизнь праведницы. Помогала соседям, родственникам, никому не могла отказать. Деньги не брала, за это же её и осуждали. У неё было свое рассуждение о политике, науке («изменят зиму или лето»), искусстве, ей нравились романсы Глинки.

Игнатьич и Матрёна привыкли друг к другу и жили запросто. Из разговора с Матрёной постоялец узнает о нелегкой судьбе женщины. Матрёна чувствовала свою вину перед Фаддеем, которого не дождалась с войны и вышла замуж за его брата Ефима. Но вины-то её, конечно, не было, так же как и грехов «грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки», которая давила мышей. Дети у Матрёны умирали. Шли годы, «как плыла вода». Муж с войны не вернулся. Гнила и старела когда-то шумная, а теперь пустая изба – и старела в неё Матрёна.

Матрёна Васильевна взяла на воспитание Киру, младшую дочь Фаддея, воспитывала её десять лет. Матрёна завещала отдать отдельный сруб горницы Кире. Это и наслужило трагической гибели Матрёны.

Фаддей, алчный человек, решил срочно перевести горницу в поселок к Кире, чтобы удержать участок земли под строение. Матрёна всегда угождала всем и не могла отказать в данной ситуации. Не жалела она никогда ни труда, ни добра для других. В перевозке горницы она принимала непосредственное участие. Спасая эти бревна на переезде, она погибла, так как в это время проходил железнодорожный состав. Погибает Матрёна со своей горницей, с частью своего дома и разрушается её дом.

МБОУ «Ордена «Знак Почёта» гимназия №2 имени И.П.Павлова»

Проблема нравственного выбора в рассказах А.И.Солженицына

«Матрёнин двор», «Захар - Калита»

Выполнила ученица 8Б класса

Шпакова Валерия

Учитель Ушакова Н.И.

г. Рязань, 2015

Цели работы:

    Определить актуальность проблемы нравственного выбора в обществе.

    Изучить необходимую литературу по теме исследования.

    Исследовать тексты рассказов с целью выявления нравственной позиции главных героев.

    Сопоставить нравственные позиции Матрёны Васильевны и Захара - Калиты с точки зрения их полезности обществу, стране.

    Осознать и оценить смысл жизненной философии главных героев.

    Сделать необходимые выводы и обобщения.

План

    Нравственные проблемы, их актуальность в жизни общества.

2. Проблема нравственного выбора в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор».

а) Матрёна Васильевна – женщина – праведница;

б) нравственный выбор героини - быть доброй, отзывчивой, сердечной, общительной, незлопамятной, бескорыстной, трудолюбивой;

в) жизненная философия Матрёны - хранительница дома, семьи, двора как символа России.

3. Проблема нравственного выбора в рассказе А. И.Солженицына «Захар - Калита».

а) Захар - Калита – герой – правдоискатель;

б) нравственный выбор героя – быть полезным обществу, истории;

в) жизненная философия Захара –Калиты - хранитель истории Руси, его народа.

4. Матрёна Васильевна, Захар - Калита – «живые души» России.

Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимали проблемы современности, пытались решать вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости. Наиболее значимыми являются произведения, в которых проявляются проблемы, связанные с нравственностью человека, с его исканиями положительного идеала в жизни.

Одним из писателей, который искренне переживал за уровень нравственности нашего общества, был А. И. Солженицын. В своих рассказах, таких как «Матрёнин двор», «Захар Калита», «Один день Ивана Денисовича» писатель затрагивает проблемы нравственной и духовной жизни народа, взаимоотношения власти и человека, борьбы за выживание, противостояния личности и общества, нравственного выбора.

Проблема нравственного выбора актуальна в нашем обществе. Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно попадает в ситуацию выбора и способен сам выбирать путь, которому он будет следовать. Это зависит прежде всего от того, какое воспитание получил человек, от его моральных принципов, а также от того окружения, в котором он находится.

Мерилом ценности человека является его нравственная позиция. Одни люди могут жертвовать всем ради окружающих, другие, наоборот, думают лишь о собственном благополучии и обогащении, иногда даже принося вред людям.

В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» главной героиней является простая деревенская женщина – праведница Матрёна Васильевна, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги, а за «палочки». Много горя и несправедливости пришлось ей испытать на своём веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, гибель мужа на войне, адский, непосильный труд в деревне, тяжёлая немощь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без помощи и поддержки.

Матрёна всю свою жизнь безотказно и безответно помогала окружающим. И это является её собственным нравственным выбором. Основные нравственные стороны характера главной героини, которые ценит в ней автор, заключаются в её доброте, простоте, кротости, душевной красоте. Каждый день своей жизни Матрёна проживала не столько для себя, сколько для окружающих людей. Она никогда не отказывала в помощи и при этом никогда ничего не просила взамен.

Удивительно, что, несмотря на тяжёлую жизнь, Матрёна не озлобилась на этот мир и государство, сохранила в себе нравственные начала жизни: доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим. Матрёна должна была сделать выбор между «быть» и «иметь». Героиня предпочла «быть». Быть доброй, отзывчивой, сердечной, общительной, незлопамятной, бескорыстной, трудолюбивой. Матрёна выбирает жизнь праведника, заключающуюся в безответной помощи окружающим её людям, знакомым и незнакомым. Всё её существование было заключено в труде, бескорыстной помощи золовкам, соседям. А.И. Солженицын пишет: « Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрёне с вечера и говорила: «Завтра Матрёна придёшь мне пособить. Картошку будем докапывать». Тогда бросала все дела и помогала, а потом ещё искренне радовалась, что картошка крупная. По – другому эта женщина – праведница поступить не могла. Таким был её нравственный выбор.

В то послевоенное время, которое описывает А. И. Солженицын в рассказе, богатство перестало принадлежать народу. Люди, сами не заметив того, стали рабами государственной системы. Произошел процесс подмены нравственных ценностей. Добра перестает быть главной жизненной ценностью, на смену ему приходит стремление к богатству и жажда наживы. Но Матрёна даже в этих условиях не утратила своих жизненных стремлений и духовных ориентиров до самой смерти. Ещё при её жизни родня начинает делить горницу. И в этой ситуации Матрёна делает единственно правильный с нравственной точки зрения выбор: желая помочь своей воспитаннице Кире, отдаёт брёвна горницы и даже сама помогает перевозить их. Трактор, перевозя разобранную горницу, попадает под поезд, и героиня умирает. Даже принимая свою нелепую смерть на железнодорожном переезде, Матрёна старалась « подсобить мужикам». А те, кто застрял на переезде, погубили героиню и ещё двоих. И Фаддей, и «самоуверенный толстомордый» тракторист, сам погибший, тоже сделали свой выбор: они предпочитали «иметь»: один хотел за один раз горницу перевезти на новое место, другой за одну ходку трактора заработать. Жажда «иметь» обернулась против «быть» преступлением, смертью людей, попранием человеческих чувств, нравственных идеалов, погибелью собственной души.

К сожалению, смерть Матрёны ничего не меняет: потеряв прекрасную честную женщину – праведницу, окружающие её близкие люди не извлекли урок. Они продолжают нравственно деградировать. Самые близкие Матрёне люди демонстрируют свою нравственную низость даже на похоронах. Фаддей, который в прошлом любил Матрёну, не горюет о её смерти, а лишь думает о том, как бы сохранить оставшиеся брёвна. Люди утратили моральные ценности. На поминках все пьют, а, напившись, начинают петь песни, браниться. Родственникам, самым близким людям безразлична скорбь об ушедшей Матрёне.

Автор ясно даёт понять, что моральные ценности в обществе утрачены, в душах и сердцах людей не осталось ничего святого: они разучились искренне любить и сочувствовать, а думают лишь о способах материальной наживы. В своём рассказе А. И. Солженицын показал, насколько нагубным может быть влияние окружающей среды на человеческую душу, вплоть до потери всех нравственных ценностей. Люди перестают быть гуманными, не испытывают сочувствие и сострадание к людям, оказавшимся в беде, становятся жестокими и чёрствыми по отношению друг к другу. И рассказ «Матрёнин двор» - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих.

А.И. Солженицын преклоняет голову перед человеком бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. Автор смог увидеть в этой женщине настоящего праведника. А.И. Солженицын пишет: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша». Автор пытается донести до читателей мысль о том, что люди последующих поколений должны извлечь для себя нравственный урок и, оказавшись в трудной жизненной ситуации, сделать правильный моральный выбор, помня о том, что нравственность и способность к эмпатии – основные человеческие ценности.

Проблема нравственного выбора поднимается также и в рассказе А. И. Солженицына «Захар – Калита». Главным героем произведения является крестьянин Захар - беднейший мужик из села Куликовка, который самовольно произвел себя в смотрители Куликова Поля. И это его нравственный выбор. Автор пишет: « И тут –то легла на нас от солнца дородная тень… Это был Смотритель Куликова Поля! – тот муж, которому и довелось хранить нашу славу». Захар Дмитрич не имеет даже избы, вышел из колхоза и прикрепил себя к условному историческому пространству, месту битвы 1380 года.

Захар - герой – правдоискатель. Он честен и неподкупен. Захар деликатно, ревностно и самоотверженно выполняет свой долг – охраняет памятник архитектуры и истории нашей страны. Он здесь, на Куликовом Поле, хозяин. Это его предки здесь полегли, это его край, его Поле. Он как бы часть истории, один из воителей и пахарей, что во все времена делают своё дело. Он многое знает о Куликовской битве. Следит, чтобы туристы не оставляли надписи. Смотритель незлопамятен, не мстит нарушителям, хотя понимает, что ничего – то он с ними не сделает. Захар подчас ворчлив, недоверчив, в каждом встречном видит вредителя. Дотошно расспрашивает каждого приезжающего о цели путешествия. Предупреждает, чтобы не бросали мусор. Уходя в деревню ужинать, ночевать возвращается на Поле. Сторожит его день и ночь. А. И. Солженицын пишет: «Сразу отпало всё то насмешливое и снисходительное, что мы думали о нём вчера… Он был уже не Смотритель, а как бы дух этого Поля, стерегущий, не покидающий его никогда».

Захар – человек с твёрдой гражданской позицией, любящий Родину, знающий и уважающий её историю, черпающий в истории свою веру в живую душу народа. Свой нравственный выбор Захар Дмитриевич сделал: он желает быть полезным обществу, истории. Он честно делает своё дело, болеет душой за святое для русского человека место, память о котором каждое последующее поколение должно передать своим потомкам, чтобы вселить в их души гордость за предков.

Автор подводит читателя к мысли о том, что у каждого человека должна быть своя нравственная позиция по отношению к памятникам истории. Никакая «система» не учит осквернять памятники. Для того чтобы не царапать монументы, не мостить плитами, украденными с мемориала, свой двор, не надо никакой власти, только власть совести.

Рассказ А.И. Солженицына, несмотря на драматизм описанных в нём событий, заставляет задуматься над проблемой падения нравственности в обществе. Несмотря на драматизм описанных в произведении событий, читатель восторгается самоотверженностью, неподкупностью, принципиальностью простого русского человека, честно и бескорыстно добровольно выполняющего свою подвижническую миссию. Автор вселяет в нас уверенность в то, что только от нашего неравнодушия, нравственного выбора зависит, каким будет наше будущее.

Выводы

    В творчестве А.И. Солженицына важное место отводится нравственным проблемам, в частности проблеме нравственного выбора. Над ней писатель размышляет в рассказах «Матрёнин двор», «Захар – Калита».

    Как и в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души», путь главных героев А. И. Солженицына лежит через русскую глубинку. Мы наблюдаем и видим, что делает с Россией власть «мертвых душ». А Захар – Калита и Матрёна Васильевна – «живые души». Они сделали правильный нравственный выбор. Эти люди – праведники. Захар искренне болеет за судьбу родного края, за память о героическом прошлом. Матрёна переживает о прошлом деревни, о её судьбе.

    Это поразительно глубокие образы. Они – символы России. Такая могучая страна «заброшена, как Поле Куликово» и «разобрана», как Матрёнин двор.

    И Матрёна Васильевна, и Захар – Калита смысл своей жизни видели в служении людям, своей стране. Матрёне свойственны такие черты характера, как доброта, трудолюбие, гуманизм, отзывчивость, простота, жизнерадостность, толерантность. Захару – хозяйственность, основательность, правдоискательство, честность, уважительность, справедливость. Матрёну с полным правом можно назвать хранительницей дома, семьи, двора как символа всей России; Захара – хранителем истории Руси, её народа.

    По мнению А. И. Солженицына, такие люди, как Матрёна Васильевна и Захар –Калита, «…прирождённые ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая… Каждый из нас встречал таких людей, их не десятеро и не сто на Россию, это –праведники…». Таковы «живые души» Матрёны Васильевны и Захара – Калиты. Такие люди, по мнению писателя, нужны современному обществу.

    А.И. Солженицын призывает читателей оглянуться вокруг, задуматься над собой. А каковы мы? И что нужно, чтобы не разрушался мир праведничества и духовности, мир нравственности? В своей лекции, прочитанной во время получения Нобелевской премии, А.И. Солженицын даёт ответ на поставленный вопрос: «Мы так безнадёжно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия своих предков, все возможности для потомков…Не осталось у нас ни твёрдости, ни гордости, ни сердечного жара. Так что круг замкнулся?». Самый простой, самый доступный путь к нравственному исцелению, по мнению А.И. Солженицына, личное неучастие во лжи, жизнь по совести. Таким должен быть нравственный выбор каждого.

Список литературы

1. Большев А. «Матрёнин двор: парадоксы и противоречия А.Солженицына, Новый журнал,1997,№1

2.Волков С. Стоит ли село без праведника: о рассказе А. Солженицына «Матрёнин двор», Литература,М.,1997

3.Голубков М. Русский национальный характер в эпосе А.Солженицына, Отечественная история,2002, №7.

4.Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор», Русская словесность,1997,№3

5. Гуральник Е.М. Воплощение авторского замысла в рассказе А.И.Солженицына «Захар – Калита». Литература в школе, 1997, №4

6.Куделько Н. Праведник в рассказе А,И.Солженицына «Матренин двор», Литература в школе, 2004, №116.

7. Локтионов Н.П. Рассказ А.Солженицына «Матрёнин двор», Литература 11 класс,М.,1997

8.Протолков Ю. Прощание с Матрёной «О рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор», Литература,1998,№28

9.Романова Г.И. «Захар-Калита».Урок по рассказу А.И.Солженицына в старших классах//Русская словесность,1999,№4

10.Солженицын А.И.Рассказы. М.,ИНКОМ НВ,1991

11.Степанова В. Поэтика экфрасиса в рассказе А.И.Солженицына «Захар-_Калита»